Советы по Delphi

       

Таблицы строк


Ресурсы в виде таблиц строк (Stringtable) являются очень полезным подспорьем, когда ваше приложение должно хранить большое количество строк для их вывода во время выполнения приложения. Вы должны побороть искушение непосредственной вставки строк в вашу программу, поскольку использование таблиц строк имеет два неоспоримых преимущества: 1) Строки, хранимые в ресурсах, не занимают память до тех пор, пока они не будут загружены вашим приложением. 2) Stringtables легко редактировать, создавая таким образом локализованные (переведенные) версии вашего приложения.

Таблицы строк компилируются в ".res"-файл, который включается в exe-файл приложения во время сборки. Даже после того, как вы распространите ваше приложение, таблицы строк, содержащиеся в вашем приложении могут редактироваться редактором ресурсов. Моим любимым редактором ресурсов является Borland Resource Workshop, поставляемый в комплекте с Delphi. Он позволяет в режиме WYSIWYG редактировать как 16-, так и 32-битные ресурсы, как автономные, так и имплантированные в exe или dll-файлы.

Тем более это удобно, если учесть что вместе со всеми версиями Delphi поставляется компилятор ресурсов из командной строки (Borland Resource Command Line Compiler) (BRCC.EXE и BRCC32.EXE), расположенный в Delphi-директории Bin.

В нашем примере мы создадим интернациональное приложение, отображающее всего две кнопки. Кнопки будут иметь заголовки "Да" и "Нет", имеющие представления для английского, испанского и шведского языков.

Если вы вознамерились создавать мультиязыковые приложения с помощью Delphi, вам просто необходимо взглянуть на другие продукты фирмы Borland - Delphi Translation Suite и Language Pack software. Данные продукты позволяют изменять язык приложения одним щелчком!

Пример: Для начала в каталоге с исходным кодом приложения мы должны создать текстовый файл, содержащий строковые ресурсы. Пока вы можете создать файл с любым именем (главное, чтобы он имел расширение ".rc") и файл без разширения - главное, чтобы их имя не совпадало с именами файлов модулей и файла проекта. Это очень важно, поскольку Delphi автоматически создает множество файлов с ресурсами для вашего приложения с теми же именами и переписывает их, не заботясь о наличии таких же файлов, но созданных вашими руками.

Вот содержание .rc-файла для нашего примера. Файл содержит слова "Yes" и "No" на английском, испанском и шведских языках:

STRINGTABLE { 1, "&Yes" 2, "&No" 17, "&Si" 18, "&No" 33, "&Ja" 34, "&Nej" } Файл начинается с ключевого слова stringtable, обозначая, что следом располагается таблица строк. Сами строки находятся внутри скобок, таким образом таблица должна быть обрамлена двумя скобками - открывающей и закрывающей. Каждая строка должна содержать идентификатор, сопровождаемый строкой, заключенной в кавычки. Строка может содержать вплоть до 255 символов. Если вам нужно вставить нестандартный символ, напишите его восьмиричный код и предварите его обратной косой чертой. Единственное исключение - когда вам нужно вставить саму обратную черту - в этом случае понадобиться использование двух таких символов. Вот два примера:

1, "A two\012line string" 2, "c:\\Borland\\Delphi" Используемый номер индекса абсолютно не важен для компилятора. Вы должны иметь в виду, что таблицы строк располагаются в памяти в 16 битных сегментах (Win 3.xx).

Для компиляции .rc-файла в .res-файл, который можно прилинковать к вашему приложению, вы должны набрать в командной строке полный путь к компилятору ресурсов и полный путь к компилируемому .rc-файлу. Вот пример:

c:\Delphi\Bin\brcc32.exe c:\Delphi\strtbl32.rc После окончания процесса компиляции в указанном каталоге появляется файл с тем же именем, что и у .rc-файла, но имеющий расширение ".res".

Для включения ресурсов в ваше приложение необходимо в коде программы добавить следующую директиву компилятора, указывающую на файл с ресурсами:

{$R ResFileName.RES}


После того, как .res-файл прилинкуется к приложению, вы можете воспользоваться связанными ресурсами из любого модуля вашего проекта, даже если вы определили директиву $R в секции реализации (implementation) другого модуля.
Вот пример использования Windows API функции LoadString() для загрузки в массив символов третьей строки из таблицы строк:
if LoadString(hInstance,3,@a,sizeof(a)) <> 0 then ....

В этом примере функция LoadString() передает дескриптор (hInstance) модуля, содержащего ресурс, индекс требуемой строки, адрес массива символов, куда будет передана строка и размер самого массива. Функция LoadString возвращает количество реально переданных символов без учета терминатора. Будьте внимательны: при использовании UNICODE количество загружаемых байт будет другим.
Ниже приведен исчерпывающий пример создания многоязыкового приложения с помощью Delphi. Приложение совместимо как с 16, так и с 32-битными версиями Delphi.
Для этого вам придется создать два идентичных .rc-файла, один для 16-битной версии, второй для 32-битной, т.к. используемые ресурсы для каждой платформы свои. В данном примере мы создадим один файл с именем STRTBL16.rc, а другой с именем STRTBL32.rc. Скомпилируйте файл STRTBL16.rc с помощью 16-битного компилятора BRCC.exe (расположен в каталоге BIN Delphi 1) и файл STRTBL32.rc с помощью BRCC32.exe (расположен в той же директории 32-битной версии Delphi).
Во время работы приложения мы выясняем язык операционной системы, установленный по умолчанию. Метод получения такой информации отличается для 16- и 32-битной версии Windows. Чтобы сделать код более читабельным, мы позаимствовали "языковые" константы из файла Windows.pas, применяемого в 32-битной версии Delphi.
{$IFDEF WIN32}
{$R STRTBL32.RES}{$ELSE}
{$R STRTBL16.RES}const LANG_ENGLISH = $09;const LANG_SPANISH = $0a;const LANG_SWEDISH = $1d;{$ENDIF}

function GetLanguage : word;
{$IFDEF WIN32}
{$ELSE}
vars : string;i : integer;{$ENDIF}
begin
{$IFDEF WIN32}
GetLanguage := GetUserDefaultLangID and $3ff;{$ELSE}
s[0] := Char(GetProfileString('intl','sLanguage','none',@s[1],sizeof(s)-2));for i := 1 to length(s) dos[i] := UpCase(s[i]);if s = 'ENU' then GetLanguage := LANG_ENGLISH elseif s = 'ESN' then GetLanguage := LANG_SPANISH elseif s = 'SVE' then GetLanguage := LANG_SWEDISH elseGetLanguage := LANG_ENGLISH;{$ENDIF}
end;

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
var
a : array[0..255] of char;StrTblOfs : integer;begin

{Получаем текущий язык системы и начало соответствующих строк в таблице}case GetLanguage ofLANG_ENGLISH : StrTblOfs := 0;LANG_SPANISH : StrTblOfs := 16;LANG_SWEDISH : StrTblOfs := 32;elseStrTblOfs := 0;end;
{Загружаем и устанавливаем заголовок кнопки "Yes" в соответствии с языком}if LoadString(hInstance,StrTblOfs + 1,@a,sizeof(a)) <> 0 thenButton1.Caption := StrPas(a);
{Загружаем и устанавливаем заголовок кнопки "No" в соответствии с языком}if LoadString(hInstance,StrTblOfs + 2,@a,sizeof(a)) <> 0 thenButton2.Caption := StrPas(a);end;

[000228]

Содержание раздела